«Степные вести» продолжают серию аналитических статей и интервью с политиками, историками и экономистами по наиболее актуальным темам, связанным с историческим прошлым Калмыкии и современной социально-экономической жизнью республики.
Сегодня представляем вниманию читателей интервью с человеком, которого, несомненно, можно назвать профессионалом в сфере экономики и финансов. Эрдне Лиджиевич Пашнанов – ветеран органов государственной власти республики, который за свою более чем 45-летнюю трудовую биографию был и экономистом, и банкиром, на протяжении 22 лет возглавлял Управление Федерального казначейства по РК, сейчас является директором Калмыцкого филиала Московского государственного гуманитарно-экономического университета, а также председателем Общественного совета при Управлении Федеральной налоговой службы России по РК.
Мы попросили Эрдне Лиджиевича высказать свое мнение о происходящих в настоящее время в Калмыкии экономических процессах и перспективах социально-экономического развития республики на ближайшие годы.
– Итоги хозяйственно-финансовой деятельности республики за последние годы, конечно, не утешительные. На протяжении ряда лет наблюдаются стагнация экономики, спад производства, это не оставалось без внимания руководства республики и федерального центра. Для того, чтобы немного выровнять ситуацию, в этом году руководством и правительством региона была подготовлена и распоряжением Правительства РФ№ 992-р от 12 апреля 2020 года утверждена Индивидуальная программа социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2020-2024 годы. На ее реализацию федеральный центр выделил региону около 5 миллиардов рублей.
ИПР Калмыкии – это, без преувеличения, стратегический документ, генеральный план развития региона. Он включает в себя порядка 50 объектов капитального строительства и реконструкции, относящихся преимущественно к социальной сфере. В целом программа имеет ярко выраженную социальную направленность, в ней четко обозначены целевые ориентиры и индикаторы, приоритетными из которых являются повышение качества жизни населения, рост среднедушевых доходов.
Реализация этой программы в ближайшие годы явилась бы хорошим стимулом для развития экономики республики. Тем более определены драйверы экономического роста – развитие сельского хозяйства, переработки сельскохозяйственной продукции, топливно-энергетического комплекса, работа над повышением доходной базы бюджетов всех уровней. Также в ней обозначены создание туристического кластера и вопросы инновационного развития, которые нацелены на точечную поддержку отдельных отраслей промышленности и сопровождают ряд инфраструктурных проектов.
2020 год – стартовый, закладывающий фундамент для реализации мероприятий ИПР. К сожалению, он оказался очень сложным не только для нашей республики, но и для всей страны и целого мира особенным. Во-первых, разыгралась пандемия новой коронавирусной инфекции, в нашей республике плюс к этому случилась небывалая засуха и другие природно-климатические и экологические явления, которые наложили отпечаток на экономическую конъюнктуру. Все эти факторы вносят коррективы в план действий правительства Калмыкии.
Руководство республики делает все возможное для исправления неблагоприятной ситуации в сельском хозяйстве – нашей основной отрасли экономики. В частности, в регион уже направлено около 600 миллионов рублей на выплату компенсации сельхозтоваропроизводителям, понесшим значительные убытки от засухи. Также в Индивидуальном плане развития региона на будущий год заложены и подкреплены соответствующими финансовыми средствами мероприятия по сохранению маточного ядра и племенного поголовья. Это очень важный момент, так как в 2021 год АПК Калмыкии войдет с крайне низкими экономическими показателями. Надеемся, поддержка федерального центра позволит исправить неблагоприятную экономическую ситуацию и двигаться поступательно дальше.
Реализация ИПР налагает колоссальную ответственность на руководителей министерств и ведомств республики. От их инициативы, умения руководить вверенными отраслями зависит уровень экономики нашего региона. Требуется кропотливая работа не только по осуществлению намеченных мероприятий, но и способность наладить плодотворное взаимодействие с федеральными министерствами и ведомствами.
Я считаю, что не в полной мере у нас в республике задействован потенциал институтов общественного контроля. Во всех министерствах и ведомствах, территориальных подразделениях федеральных органов власти созданы общественные советы, но насколько эффективно они работают? Надо реанимировать их работу, придать им действительно экспертно-консультационные функции, чтобы они помогали работе отраслевых министерств и ведомств. В частности, сейчас много вопросов по коррупции в коридорах власти, а в положениях общественных советов указано, что они могут проводить антикоррупционную экспертизу проектов приказов и иных решений этих органов.
Также я пожелал бы руководителям органов исполнительной власти и местного самоуправления вести эффективную информационную работу с населением республики. Многие граждане сегодня предъявляют претензии к правительству, руководству республики. И зачастую от народа звучит вполне обоснованная критика. Происходит это оттого, что люди не обладают необходимой информацией о той работе, которая проводится в наших министерствах и ведомствах. Думаю, руководители ОИВов должны чаще бывать в районах республики, в трудовых коллективах организаций и предприятий – на тех участках, где идет реализация мероприятий нацпроектов и ИПР Калмыкии. Тогда население увидит, что власти действительно заняты делом.
На мой взгляд, принятая программа развития региона недостаточно освещается и в местных средствах массовой информации. Надо придать больше гласности той работе, которая проводится властями для того, чтобы поднять уровень жизни жителей республики.
Подчеркну – ответственность министерств и ведомств, персональная ответственность их руководителей сегодня очень высока. На мой взгляд, долг каждого руководителя, чиновника любого ранга, да и вообще каждого человека – работать с такой мотивацией, чтобы оставить после себя добрый след на земле. Для молодых руководителей должна быть в приоритете этическая сторона деятельности. Раньше в Калмыцкой степи было позором каким-либо неблаговидным поступком обесчестить свою фамилию, род, предков.
В эти дни Калмыкия отмечает знаменательную дату – 110-летний юбилей великого сына калмыцкого народа, выдающегося гражданина и военачальника Басана Бадьминовича Городовикова. Хочу напомнить несколько фамилий руководителей республики, работавших вместе с ним в 1960-1970-е годы и так же, как и Городовиков, доблестно трудившихся во благо Калмыкии. Это Кичапов Николай Иванович, Эльвартынов Илья Ниманович, Бугдаев Илья Эрдниевич, Очиров Александр Борисович, Ларгин Александр Захарович, Ильянов Борис Урубжурович, Михайлов Батыр Чимидович. Вот достойные примеры для нынешних молодых калмыцких руководителей.
– Эрдне Лиджиевич, невольно напрашивается ассоциация с планом основных мероприятий, приуроченных к празднованию 400-летнего юбилея добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства. Более 10 лет назад мы тоже отмечали важную историческую дату, и тогда были большие значимые стройки, результаты которых мы видим сегодня. Но вместе с тем не все задуманное удалось осуществить сразу, в том числе по причине плохой исполнительской и финансовой дисциплины, а также фактов вопиющей коррупции. Сегодняшние руководители республики должны извлечь уроки из того периода. Жители Калмыкии уже не потерпят такого безобразия и попустительства в делах, направленных на созидание.
– Вы правы. В целом те меры, которые принимались предыдущим руководством республики, были правильные. Но низкая исполнительская дисциплина конкретных должностных лиц привела к тому, что многие объекты, которые должны были улучшить жизнь наших граждан, остались не начатыми или недостроенными. И все это происходило на фоне коррупционных скандалов. Новому руководству республики нужно вести свою работу с учетом тех ошибок, которые были допущены предшественниками.
Поэтому мы и говорим сегодня о том, что мероприятия, которые включены в ИПР на 2020-2024 годы, должны быть выполнены на высоком уровне, ибо они направлены на улучшение жизни наших земляков. И чтобы все эти планы были доведены до сведения каждого жителя республики и люди знали, что именно входит в программу, когда и что именно будет воплощено в жизнь. В частности, планом предполагается создание фондов поддержки развития промышленности, малого и среднего предпринимательства. Об этом должны знать наши предприниматели, физические и юридические лица, которые могут получать непосредственную поддержку от них в виде микрозаймов и субсидий.
Здесь большая работа предстоит Министерству экономики и торговли РК, которое должно информировать предпринимателей, чтобы они были вовлечены в работу по достижению целевых показателей. Разумеется, с выгодой для них тоже. В частности, субъекты МСП могут обеспечить инфраструктуру строящихся объектов за счет своей деятельности, что возможно осуществить на условиях государственно-частного партнерства. Все эти моменты прописаны в ИПР.
Сегодня, повторю, основной недостаток в работе наших министерств и ведомств – плохая информированность населения об их деятельности. Надо общаться с народом, предпринимателями, предлагать им те или иные условия, которые могут совместными усилиями улучшить жизнь республики и всего нашего населения. Ведь данная программа создана не для чиновников, а для всех жителей региона, экономически активных граждан, которые хотят развивать свое дело и каждый на своем месте приносить пользу родной Калмыкии.
– Как ветеран госслужбы, системы государственных финансов как вы оцениваете перспективы исполнения этого плана? Четкость финансовых процессов, доведения до заказчиков объектов лимитов финансирования, исполнение ответственными организациями всех мероприятий – присутствует все это, на ваш взгляд?
– Разумеется, вся эта механика на сегодняшний день отработана. По каждому объекту принимается дорожная карта, где расписано от начала до конца, кто за что отвечает. Не только в республике, но и на уровне федерального центра прилагается много усилий для того, чтобы все национальные проекты и в рамках них федеральные и региональные программы были прозрачными, и обеспечивалось их четкое и эффективное исполнение.
Но нельзя исключать того, что финансовая ситуация, которая сегодня складывается в целом в Российской Федерации, когда многие регионы недополучают средства из федерального бюджета, может сказаться на исполнении Индивидуальной программы социально-экономического развития Калмыкии.
– Да, тревожная ситуация с золотовалютным фондом, есть проблемы с исполнением поручений президента страны, правительство довольно активно сейчас обновляется. У регионов есть опасения по поводу того, как новые команды в ФОИВах будут на ходу включаться в реализацию нацпроектов и ИПР регионов. Некоторые субъекты, где ситуация с исполнением бюджета стала совсем критической, переходят под внешнее управление из федерального центра. С Калмыкией, на ваш взгляд, такого не может случиться?
– Действительно, сегодня федеральный бюджет не в состоянии обеспечивать свои обязательства перед регионами в части финансирования в полном объеме исполнения государственных программ. Чего уж говорить о региональной казне. Во многих регионах в период экономического кризиса из-за пандемии катастрофически сократилась налоговая доходная база. В Калмыкии из-за небывалой засухи и нашествия саранчи пострадали практически все сельхозпредприятия и фермерские хозяйства, из-за чего мы уже имеем существенную недоимку по налоговым доходам.
Да, Калмыкия находится в числе тех субъектов РФ, которые правительство определило как регионы с наиболее неблагоприятной социально-экономической ситуацией, из-за чего им оказывается прямая поддержка из федерального центра. Но сегодня определенно сказать о том, что в отношении нашей республики будет применен принцип внешнего финансового управления, я не могу. Все зависит от того, как будет складываться ситуация с налоговыми и неналоговыми доходами в регионе и в целом в Российской Федерации.
Как бы то ни было, я считаю, нам надо извлечь максимальную пользу из того постановления правительства РФ, которое касается развития нашей республики на пятилетку. Индивидуальная программа социально-экономического развития Республики Калмыкия на2020-2024 годы нацелена на то, чтобы регион стал экономически более состоятельным, самодостаточным, самозанятым, чтобы улучшалась жизнь населения. Достаточно развитая экономика любого региона позволяет ему быть самостоятельным и конкурентоспособным, тогда власти субъекта Федерации смогут успешно решать насущные вопросы.
Поэтому сегодня перед нами стоит главная большая задача – объединить усилия руководства и населения республики, чтобы всем вместе решать эту проблему. На мой взгляд, сегодня не должно быть такого, чтобы власть была отдельно и народ сам по себе. Пора уже нам общими усилиями консолидировать общество в Калмыкии, направить усилия властей и жителей на решение тех социально-экономических задач, которые стоят перед республикой.